Тайна штрих-кода

штрих-кодКак-то выбирал рис в магазине. Взял в руки упаковку – длиннозерный пропаренный рис. Производитель – Украина. Странно, на территории Украины длиннозерные сорта не выращивают – климат не тот. Как и в России, собственно. Далее смотрю надпись: Страна происхождения: Индия – 1, Пакистан – 2, Китай – 3, Таиланд – 4, Вьетнам – 5. Ага, привезли в Украину рис-сырец (перечисленные страны – крупнейшие в мире экспортеры риса), обработали его, пропарили, упаковали. А где цифирь искать? Может на штрих-коде? Первые три цифры кода – 482. Так значит, рис из Таиланда (по первой цифре). В общем, я решил выяснить, что означают цифры на штрих-коде.

Бытует мнение, что штрих-код дает потребителю массу информации о товаре, стране его происхождения, качестве и проч. Полная чепуха! Ниже узнаете, почему. Мы так и не разобрались, что означают выдавленные на консервных банках цифры, а тут новая напасть – штрих-коды. Сам рисунок кода – это уже символ современной эпохи, символ эры компьютеров, всеобщей автоматизации производства и торговли. Рисунок штрих-кода используется для украшения маек, бейсболок, кто-то умудряется даже выбривать штрих-код на волосистой части головы – это ваще круто.

Итак, что же такое штрих-код? Или линейный штрих-код, который мы привыкли видеть на упаковках товаров в супермаркетах? Это просто последовательность чёрных и белых полос, вкупе с цифрами внизу создающая некий код, маркировку конкретного товара, которую можно считывать специальными приборами. Работа над различными системами маркировки товаров для крупных розничных сетей началась еще в 1948 году, но первый товар (жвачка Wrigley’s) со штрих-кодом поступил в продажу только в 1974 году. Потребность в такой маркировке возникла в силу сложности учета большого ассортимента товаров в супермаркетах, контроля за их движением и проч. Нынче используется система EAN (европейская) и UPS (американская). Цифры внизу кода (первые три) указывают на то, в каком представительстве особой регистрирующей  организации (попросту – в какой стране) производитель зарегистрировал свою продукции. То есть, говоря человеческим языком, первые три цифры кода чаще всего (но не всегда и необязательно) указывают на страну-производителя товара. Остальные цифры (разбитые по группам) представляют собой регистрационные номера производителей, некие коды товаров (свойства, размеры, масса, цвет и прочая информация – не для нас), контрольное число для проверки работы сканера и иногда какая-то дополнительная информация.

Что штрих-код дает нам – потребителям? Ответ – сам штрих-код ничего не дает. Страну-производителя и так указывают на упаковке. Но массовое повсеместное применение штрих-кодов упрощает логистику, складской контроль производителя и продавца, позволяет компьютеризовать учет поступивших в продажу и проданных товаров, а значит поддерживать их огромный ассортимент. Вот вам и польза от штрих-кодов для нас, простых потребителей. И самый важный момент – нас очень быстро (и без ошибок, ну, как правило, конечно) обслуживают на кассах в супермаркетах, что без применения штрих-кода было бы невозможно.    

Для особо пытливых привожу совсем коротенький перечень стран происхождения (или регистрации) товаров (по первым трем цифрам кода), причем с учетом совместимости двух систем маркировки (поэтому никаких закономерностей искать не надо):

00-09 США и Канада
50 Великобритания
300-379 Франция
400-440 Германия
460-469 Россия
481 Беларусь
482 Украина
487 Казахстан
490-499 Япония
603 Китай
729 Израиль
800-839 Италия
840-849 Испания
885 Таиланд
890 Индия

А тот рис оказался из Пакистана. Цифра 2 была напечатана сверху штрих-кода рядом с датой изготовления. Ну и достаточно. Как я пояснил, никакой практической информации штрих-код нам не дает.

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

Поиск по сайту

Блиц-опрос

Админ-сан просит оценить обновленный дизайн сайта

Классно! - 40%
Неплохо, неплохо - 40%
Ну, не все здорово - 20%
Так себе - 0%